Женский организм и физическое воспитание девушек

Женский организм и физическое воспитание девушек_zenskij organizm i fizvospitanie

Децилерация последнего десятилетия выразилась в более позднем половом созревании женского контингента. Среднее начало первой менструации в 1984 г. в крупных и столичных городах составляло, в среднем, 12 лет 3 месяца. В 2002 г. этот показатель равнялся 13 годам 2 месяцам. Также к 2002 г. увеличился возрастной размах начала менструации. Так, у 6,2% девушек отмечено начало первой менструации в возрасте 11 лет, у 18,8% — 12 лет; у 37,5% — 13 лет; у 25,0% — 14 лет; у 12,5% в 15 лет. Разность начала первой менструации в четыре года накладывает свой отпечаток на степень и скорость физического и функционального развития девушек и еще раз подчеркивает значимость индивидуально-дифференцированного подхода для эффективного проведения учебно-тренировочного процесса. Особенности женского организма должны учитываться на занятиях физическим воспитанием с использованием средств и методов для подготовки спортсменок, в первую очередь, к детородной функции. Поскольку в уровне физического развития и спортивной подготовленности между женщинами и мужчинами имеются различия, можно говорить о самостоятельной методике, направленной на формирование психофизического состояния девушек в процессе физического воспитания.

Особенности женского организма

Известно, что организм женщины существенно отличается от мужского. Прежде всего, эти различия отмечаются при сравнении внешних форм и размеров. В основном, мужчины превышают женщину в росте на 8-16 см. Больший рост мужчины обусловливает большую массу. Средняя масса мужчины составляет 65 кг, а женщины — 54 кг.

Средняя длина туловища у женщин составляет 37,8 % от общего роста, а у мужчин — 35,9 %. При этом поясничная область позвоночника у женщин длиннее, чем у мужчин, а грудная короче. Поясничный изгиб позвоночника у женщин выражен сильнее.

Наиболее существенное отличие в анатомическом строении женщины — в тазовой области: таз короче и шире. Выход малого таза по размерам больше, чем у мужчины.

Перечисленные особенности соотношений частей тела влияют на расположение общего центра тяжести. У женщин он расположен ниже. Это создает выгодные параметры равновесия при опоре на ноги, но немного ограничивает быстроту передвижения и высоту прыжка.

Несмотря на то, что руки у мужчин в целом длиннее, у женщин они оказывается большими по отношению к росту. Это является результатом более длинного плеча у женщин. При относительно длинном плече женщинам труднее выполнять движения в легкоатлетических метаниях.

Длина нижних конечностей относительно роста мужчин и женщин практически одинакова, однако длина бедра у женщин больше. Длинное бедро и недостаточная сила мышц значительно затрудняют выполнение важных элементов техники бега и прыжков.

Костная система у женщин развита слабее, чем у мужчин. Отдельные кости меньше и тоньше. Степень развития общей мускулатуры у женщин выражена слабее. Ее масса не превышает 34% от всего веса тела и составляет в среднем 14,7 кг, а у мужчин 42-47%, что равно 24,5-26,0 кг. Особенно большая разница наблюдается в развитии мышц спины и рук.

В женском организме больше жировой ткани, особенно в области живота, бедер и груди.

У женщин наиболее слабо развиты мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса. При недостаточной силе этих мышечных групп им труднее выполнять упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Сердце и легкие у женщин по своим размерам меньше, чем у мужчин, поэтому в деятельности ССС и дыхательной системы также имеются характерные особенности. Сердце у представительниц прекрасного пола на 12-17% легче, чем у мужчин, и, следовательно, меньше объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. На возрастающие запросы организма во время физической нагрузки сердечно-сосудистая система женщин отвечает увеличением ЧСС. В состоянии покоя ЧСС у женщин на 6-8 ударов больше.

Учитывая тесную взаимосвязь дыхательной и сердечнососудистой систем, коротко остановимся на характеристике дыхательного аппарата. Частота дыхания у женщин больше, поскольку вдох у них менее глубокий. Жизненная емкость (объем) легких у женщин составляет 2500-5000 см3, а у мужчин — 3200- 7200 см3. В стадии покоя поглощение кислорода у женщин 150-160 см3, у мужчин — 180-250 см3. Наибольшее различие наблюдается в максимальном поглощении кислорода при физических нагрузках максимальной интенсивности, так как оно отражает степень функционального развития СС и дыхательной систем. У хорошо тренированных женщин оно составляет 3-4 л в минуту, у сильного пола — 4-5 л и более.

Женский организм обладает биологической особенностью, непростой по своей нейрогуморальной регуляции. Наличие менструальной функции, цикличность которой осуществляет серьезное влияние на весь организм целиком и, в частности, на его работоспособность. Термин: менструальный цикл подразумевает одно из проявлений комплексного биологического процесса в организме женщины, отражающегося в соответствующих циклических изменениях функций половой системы с параллельным процессом циклических колебаний физического состояния женского организма. Нередко меняется состав крови, наблюдается повышенная возбудимость нервной системы, снижается тонус мышц. В эти дни мышечная сила и быстрота становятся меньше.

См. также:  Школа фитнеса и бесплатный ликбез от её создателя Александра Дубкова

В течение менструального цикла отчетливые волнообразные физиологические колебания выявляются в сосудистой системе. Так, артериальное давление по ходу менструального цикла держится на постоянном уровне, а во время менструации снижается примерно на 10-16 мм рт. ст. В мелких сосудах перед менструацией отмечено спастическое состояние с заметным последующим снижением тонуса, а во время менструации происходит расширение их. Циклическим колебаниям подвергается также состав крови у женщин. Перед наступлением менструации в женском организме увеличивается уровень содержание кальция и, соответственно, уменьшается количество калия. Во 2-ой фазе менструального цикла наряду с понижением уровня меди увеличивается содержание йода. Щитовидная железа в период менструации немного увеличивается в размерах, а её функционирование (активность) повышается. В женском организме также происходят физиологические перемены в части водно-электролитного обмена, что обусловливает изменение веса тела у здоровых женщин в течение менструального цикла в диапазоне от 0,5 до 2 кг.

В менструальной фазе снижается работоспособность, иногда появляются повышенная нервозность, неуравновешенность, раздражительность, увеличивается утомляемость.

Все перечисленные анатомические и функциональные особенности обусловливаются рядом трудностей, ограничивающих работоспособность девушек и женщин. Есть все основания считать, что для женщин и мужчин преподаватели должны применять различные методики проведения учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию.

Учет особенностей женского организма, как фактор, влияющий на правильное физическое воспитание девушек

Учебно-тренировочный процесс девушек строится с учетом циклических перемен (колебания) состояния женского организма и соответственно его двигательных возможностей, тесно взаимосвязанных с протеканием овариально-менструального цикла (ОМЦ). Занятия женщин, в отличие от мужского контингента, строятся следующим образом. Подготовительная часть (разминка) включает общеразвивающие специфические элементы — выполнение упражнений, необходимых для детородной функции женщины, развития пластики и грациозности; основная часть состоит из упражнений, общих для всей группы и самостоятельного выполнение индивидуальных заданий в течение 15-20 мин, с учетом как индивидуального протекания ОМЦ, так и общих закономерностей изменения физической работоспособности организма и двигательных возможностей девушек по фазам овариального цикла. Заключительная часть проводится по единой схеме с целью приведения организма к функциональной норме и подготовке к дальнейшим лекционным и семинарским занятиям.

Экспериментально установлено, что степени проявления силовой физической работоспособности, скоростных и скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости на протяжении некоторых фаз ОМЦ изменяются гетерохронно. Поэтому планирование специальных заданий (комплексов упражнений) для самостоятельных занятий каждой конкретной спортсменки следует осуществлять после определения у занимающейся индивидуальной динамики показателей двигательных возможностей в течение ОМЦ. Тестирование целесообразно по фазам ОМЦ: в менструальной фазе — на 3-й день после начала менструации; в постменструальной — на 7-й и 11-й день; в овулярной — на 17-й; в постовулярной — на 22-й; в предменструальной фазе — на 28-й день.

Наиболее низкий уровень проявления физической работоспособности отмечается в менструальной фазе (1-3-й дни после начала менструации), наивысший — в постменструальной и постовуляторной фазах (4-11-й и 17-22-й дни). Незначительное понижение уровня физической работоспособности приходится на овуляторную фазу; для предменструальной фазы характерно значительное снижение работоспособности.

Двигательные способности на протяжении ОМЦ проявляются неравномерно. Так, силовые способности постепенно возрастают, начиная с менструальной фазы, и достигают максимума в постменструальной и овуляторной фазах (5-13-й дни). Затем в постовуляторной фазе отмечается их снижение, а наименьший уровень проявления силы характерен для предменструальной фазы (23-28-й дни).

Скоростные способности проявляются примерно на одном уровне с 1-го до 5-го дня цикла, к 11-му дню наблюдается постепенное повышение показателей, затем к 14-му дню их уровень понижается, а начиная с 17-го, происходит повторное улучшение. Достигнутый уровень удерживается до 22-го дня цикла включительно, в последующие дни результаты ухудшаются.

Иная динамика характерна для показателей выносливости. Наивысший ее уровень отмечается в овуляторной фазе, незначительное ухудшение показателей наступает в постменструальной, а также в постовуляторной фазах. Выраженное ухудшение показателей характерно для предменструальной фазы, а наименьший в цикле показатель проявления выносливости отмечается в менструальной фазе.

Координационные способности находятся примерно на одном уровне на протяжении всего ОМЦ (с незначительным повышением в предменструальной и ухудшением в постменструальной фазах).

Проявления гибкости значительно увеличиваются в менструальной и постменструальной фазах, в остальных фазах показатели находятся на одном уровне.

Учет индивидуальных изменений в проявлении двигательных способностей девушек на протяжении ОМЦ в соответствии со стадиями цикла, каждая из которых отражается тем или иным состоянием менструальной функции и организма в целом, способствует оптимальному планированию физической подготовки занимающихся.

См. также:  Можно ли ходить в тренажерный зал во время месячных?

Как показали исследования, самостоятельные занятия по выполнению заданий (комплексов упражнений) в основной части урока целесообразно строить следующим образом: в постменструальной фазе — координация, общая выносливость; в овуляторной — беговая скорость, прыжковые упражнения; постовуляторной — специальная выносливость, бросковые упражнения; в предменструальной — сила, гибкость.

Нагрузка при самостоятельном выполнении заданий (комплексов упражнений) строится следующим образом: по интенсивности в постменструальной фазе — большая, в овуляторной — малая, в постовуляторной — средняя, в предменструальной — малая; по объему в постменструальной фазе — малый, овуляторной — большой, в постовуляторной — средний, в предменструальной — средний.

Особенности занятий физическими упражнениями в дни менструальной фазы

В научно-методической литературе по вопросу проведения занятий во время менструальной фазы имеются два противоположных мнения. Так, одни авторы категорически считают, что эти дни нельзя заниматься физическими упражнениями, другие — что выполнение типовой (привычной) физической работы в данный период оказывает позитивное влияние на общее состояния организма.

Исследования первого подхода показали, что, как правило, студентки пропускают два занятия физическим воспитанием в месяц независимо от продолжительности овариально-менструального цикла (ОМЦ) и количества критических дней. Перерыв между занятиями при таком подходе составляет 10-12 дней и влечет за собой то, что в возрасте 17-20 лет физическая подготовленность находится примерно на одном уровне или начинает постепенно снижаться, улучшения двигательных способностей не отмечается. Начиная с возраста 20-21 год при таком подходе, отмечается снижение физической подготовленности спортсменок.

Изучение протекания ОМЦ выявило, что у 39,4% девушек он составляет 26-28 дней; у 27,2% — 29-30 дней; у 17,3%- 32-34 дня; у 13,6%- 23-25 дней; у 2,5%- 19-21. По количеству критических дней в 36,6% случаев отмечено 5 дней; в 26,8% — 4 дня; в 21,1% — 6 дней; 8,5% — 7 дней; 7,0% — 2-3 дня. С учетом приведенных данных, расчеты показали, что (при проведении занятий физическим воспитанием через два дня на третий) в 92% случаев девушка может пропустить четыре, максимум пять занятий за 4 месяца по причине критических дней.

Женский организм и физическое воспитание девушек_klassnij shpagat devyshkiСторонники второго подхода указывают на тот факт, что у достаточно развитых физически, сильных, здоровых и закаленных спортсменок менструальный цикл характеризуется устойчивостью, постоянством и ритмичностью, практически не напрягая их неприятными ощущениями. Уравновешенные и спокойные девушки без труда реагируют на менструальные боли и недомогания, а соответственно лица с повышенной возбудимостью их нервной системы с трудом переносят даже незначительную боль. Данный факт еще раз подтверждает острую необходимость и пользу закаливания, самовоспитания, следования гигиеническим нормам, физической подготовленности. Еще несколько примеров в пользу занятий в период менструальной фазы — в эти дни женщины в большинстве профессий не освобождаются от производственной деятельности, а также бытовых обязанностей — уборка, стирка, приготовление пищи и т. п.

Профессор Т.Н. Шестакова отмечает, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС наблюдаются резкие изменения в организме (в особенности в половой системе) женщин и девушек. Были проведены исследования в Чернобыльской зоне во многих школах. Отмечены изменения и нарушения в фазах ОМЦ, большое количество девушек страдает болевым синдромом, изменением длительности менструальной фазы до 7-9 дней. Это тоже необходимо учитывать в занятиях по физическому воспитанию. Большинство специалистов считают, что спорт и физические занятия способствуют улучшению психического состояния и кровообращения.

Специальные исследования показывают, что отрицательное влияние менструального цикла носит сугубо индивидуальный характер. Общих рекомендаций по проведению занятий во время менструальной фазы быть не может. Этот вопрос решается с каждой девушкой индивидуально. Все вышеизложенное обязывает инструктора учить спортсменок контролировать протекание менструального цикла. При этом следует объяснять, что независимо от фазы овариально-менструального цикла женщине приходится выполнять свою трудовую и бытовую деятельность. Это обстоятельство требует специальной подготовки в подростковом и молодежном возрасте.

Чтобы не возникало недоразумений и казусов при решении спорного вопроса о допуске к занятиям физическим воспитанием в менструальные дни, необходимо знать следующее. В первую очередь, имеет большое значение устойчивость и стабильность менструального цикла. Если все сроки менструационных фаз постоянны, одинакова их продолжительность, стабильны кровопотери, и занимающаяся чувствует себя вполне удовлетворительно, то нет никакой нужды стремиться к полному освобождению от занятий физическим воспитанием или типовых тренингов.

При устойчивом ритме циклов, но жалобах на плохое самочувствие, нагрузку стоит все-таки уменьшить, а также полностью исключить прыжковые формы упражнений. Тем же, у кого менструации протекают болезненно, следует посоветоваться с ведущим врачом по поводу тренировок в этот период.

См. также:  Выбор фитнес клуба – дело нешуточное!

Исследования доказывают, что у активных спортсменок значительно реже фиксируются предменструальные и менструальные симптомы, чем у девушек, ведущих, как правило, сидячий образ жизни. Ряд специалистов отмечают, что комплексы упражнений, индивидуально подобранные для каждой спортсменки (при учете ее всех физиологических возможностей, уровня силовой подготовки, возраста, здоровья), сглаживают проявления этих симптомов и облегчают протекание менструации.

Рассмотрим, какие же средства полезно и необходимо выполнять при занятиях физическими упражнениями во время менструальной фазы. Основными средствами являются — ускоренная ходьба в течении 35-40 мин со скоростью 7,30- 8,00 мин на 1 км; медленный бег 2-3 км со скоростью 6,30- 7,00 мин на 1 км, а также различные упражнения. Это, в первую очередь, — дыхательные. Необходимо овладеть навыками грамотного, ритмичного дыхания. (Умение выполнять глубокий вдох, а также задерживать дыхание, когда это необходимо, в значительной степени облегчает роды.) Очень полезны и специальные тренинги для мышц тазового дна. Все дело в том, что в течение родов эти мышцы зачастую так напрягаются, что могут мешать продвижению малыша. Это в свою очередь грозит тяжелыми последствиями – всевозможными осложнениями как для него, так и для его мамы. Поэтому тазовое дно необходимо «растянуть», сделать податливым, а также более эластичным.

Будущая мать обязана иметь крепкий брюшной пресс. Он способствует успешной и продуктивной родовой деятельности. Также хорошо развитая мускулатура живота предупреждает его дряхлость и отвисание уже после родов, как и другие неприятности, взаимосвязанные с опущением внутренних органов.

Помимо этого, нужно овладеть умениями полноценного мускульного расслабления. Как показывает практика: женщины придают слишком большее значение навыкам напрягания мышцы, рассчитывая, что расслабляться они будут сами по себе, так сказать, пассивно. Но напряжение и расслабление обязаны быть равнозначными, гармонично уравновешивая друг друга.

Приведем конкретные упражнения специфической направленности для разработки индивидуальных комплексов, выполняемых во время менструальной фазы.

Упражнения для глубокого ритмичного дыхания
  1. Упражнение доступно для выполнения: лежа или стоя. Выдохнуть. Затем выполнить продолжительный вдох, в течение которого сперва выпятить живот, а потом только наполнять грудную клетку. Соответственно при выдохе: сперва уменьшать объем грудной клетки, а затем уже втягивать живот.
  2. Так называемое, «Грудное» дыхание. Осуществить выдох. Сделать продолжительный вдох и, одновременно с этим расширяя грудную клетку, втягивать живот. При выдохе уменьшается объем грудной клетки и втягивается живот.
  3. «Брюшное» дыхание. Выдохнуть. Затем следует продолжительный вдох, при этом одновременно выпячивая живот. Соответственно, при вдохе втягивать живот. С целью проконтролировать правильность выполнения упражнения, нужно положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот.
  4. Так называемое, «Боковое» дыхание. Кисть левой руки положить сбоку на грудную клетку, размещая ее ближе к подмышечной впадине, при этом правую руку — опустить вниз. Выдохнуть. Одновременно с наклоном влево, удерживать правую руку на голове, глубоко вдохнуть. Вернуться в первоначальное положение и выдохнуть. Затем проделать упражнение в противоположную сторону.
  5. Выполнить пару раз максимально глубокий длинный вдох.
  6. Походить в среднем темпе пару минут. На 3 шага вдох, на 4 — выдох. Медленно увеличивать продолжительность вдоха на один шаг и спустя 4-6 недель занятий делать выдох на 9-12 шагов.
  7. Выдохнуть. Поднять выпрямленные руки вперед-вверх – сделать вдох. Далее медленно выполняем прогиб в грудном и поясничном участках позвоночника, опускаем руки через стороны вниз — выдохнуть.
  8. Сделать выдох. Поднимаясь на носки, руки положить за голову, при этом лопатки свести – делаем вдох, затем опуститься на полную ступню, расслабить руки, опустить их вниз, далее наклон вперед и выдох.
  9. Техника воздушного массажа носа (слизистой оболочки):
  • а) Осуществить выдох, рот закрыть, делать медленные поочередные вдохи то правой ноздрей, то левой, одновременно прижимая пальцем противоположную;
  • б) Осуществить выдох, зажать нос рукой, медленно громко вслух досчитать до 10, а после этого, сняв пальцы с носа, выполните глубокий вдох и выдох через нос (держать рот все время плотно закрытым).
Упражнения для тренинга полноценного мышечного расслабления
  1. Из положения стоя, наклониться вперед и свободно раскачивать выпрямленными руками влево и вправо.
  2. Лечь на мат, ноги согнуть, руки поднять. На счет один-три поочередно расслабить кисти, предплечье, плечи; 4 — расслабить правое колено; 5 — расслабить соответственно левое колено; 6 — добиться комплексного расслабления. Дышать ритмично.
  3. Встать. На счет 1 — наклонить голову вправо — вдохнуть, на 2 — 3 — перекатить плавно голову на левое плечо — выдохнуть. 4 — принять исходное положение. Аналогично выполнить в другую сторону.
  4. Сесть на гимнастическую скамейку, полностью расслабить мышцы бедер. Быстро перемещая бедра вправо- влево, встряхнуть расслабленные мышцы.
Оцените статью
Фитнес, ЗОЖ, бодибилдинг
Добавить комментарий