Сегодня мы поговорим на очень серьезную и злободневную тему… Современная жизнь с ее технологическими новинками с одной стороны, конечно, несет нам прогресс, улучшения и облегчения жизни, но с другой стороны — играет с нами злую шутку. На работу и обратно мы ездим на транспорте, очень много времени проводим за компьютером или телевизором, мало двигаемся и ведем в основном сидячий образ жизни. Некоторые из нас даже не ходят, стараясь везде передвигаться на сигвеях. Согласитесь, на пользу это нам явно не идет.
И даже те непродолжительные считанные часы, которые мы проводим в тренажерном зале или бассейне, занимаясь фитнесом, бодибилдингом, плаваньем, бегом или просто прогулками решительно не спасают положение… А ведь низкая двигательная активность на самом деле очень коварна и даже опасна для нашего здоровья. В чем заключается реальная угроза этого масштабного социального явления? Какими средствами профилактики мы сейчас обладаем? – попытаемся разобраться в этой статье…
Чем опасен малоподвижный образ жизни?
Как показали наши исследования, недостаточное физическое развитие, низкий уровень показателей функционального состояния является результатом малоактивного образа жизни в школьные годы. Сегодня гипокинезия многими специалистами в области медицины считается болезнью. Гипокинезия (с греческого «hypo», снижение, недостаточность, уменьшение, нехватка; «kinesis» — движение) — состояние организма человека, обусловленное нехваткой двигательной активности, то есть ограничением количества и объема движения в результате малоподвижного образа жизни и особенностей профессиональной деятельности. Гипокинезия — это атрофические изменения в мышцах, детренированность ССС (сердечно-сосудистой системы), снижение ортостатической устойчивости, серьезные изменение водно-солевого баланса кровеносной системы, деминерализация костей и так далее… Итогом всего вышесказанного становится снижение функциональной активности внутренних органов и систем и нарушение правильной работы регуляторных механизмов, отвечающих за их взаимосвязь, ухудшение иммунитета и устойчивости к всевозможным неблагоприятным факторам. К этому еще стоит добавить то, что отсутствие так необходимых нам систематических физических нагрузок вызывает отрицательные изменения в функционировании высших отделов нашего головного мозга. В большей степени под удар попадают его подкорковые структуры и образования. В результате всего этого снижаются в целом защитные силы нашего организма, возникает повышенная утомляемость, нарушение сна и т.д., уменьшается способность длительно поддерживать высокую умственную или физическую производительность и работоспособность.
Анализируя медицинскую научно-методическую литературу по вопросам, связанным с малоподвижным образом жизни, видим, что гипокинезия является основным источником большинства болезней XX-XXI вв.
На отсутствие необходимых систематических оптимальных физических нагрузок в школьные годы указывают результаты анкетного опроса студентов-первокурсников. Анкетный опрос был посвящен изучению опыта занятий физической культурой в период обучения в школе.
Об используемых нагрузках в школьные годы можно судить по количеству метров, пробегаемых на уроке. Полученные данные свидетельствуют, что наиболее предпочтительными отрезками по иерархии значимости оказались следующие: 200-500 м на уроке пробегали 63,2% респондентов, 500-1000 — 14,2%, 1000-1500 м — 9,8%, 1500- 2000 м 7,2%, 2000-3000 м — 5,6%. 77,4% опрошенных ответили, что уроки по физической культуре в школе в основном проводились в спортивном зале. Полученная информация свидетельствует о том, что 28,9% учащихся пропускали занятия по физическому воспитанию в школе без уважительной причины и 26,0% — в связи с заболеваниями.
Выявлено, что регулярно посещали занятия по физическому воспитанию в 1-4 классах 87,7% респондентов, в 5- 6 классах — 84,9%, в 7-8 классах — 80,1% и в 9-11 классах — 49,2%. Такое положение в 9-11 классах указывает на нарушение одного из основных принципов физической культуры — регулярности двигательных нагрузок в учебно-тренировочном процессе. Опрос свидетельствует, что количество школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает следующим образом: в 1-4 классах — 16,9%, в 5-6 классах — 22,6%, в 7-8 классах — 9,1%, в 9-11 классах — 31,4%.
Исследования также показали, что после установления диагноза заболевания 53,6% школьников продолжали заниматься физкультурой в полном объеме и только 16,0% занимались в специальной или подготовительной группах 3 раза в неделю. Среди основных причин пропуска занятий по физическому воспитанию в школе опрошенные назвали стеснительность из-за плохой двигательной подготовленности и страх перед получением неудовлетворительной отметки.
Чем можно повлиять на развитие малоподвижного образа жизни?
Итоги анкетирования позволяют с уверенностью предположить, что недостаточное физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности и функционального состояния выпускников школ являются, в первую очередь, результатом отсутствия дифференцированного подхода к оценке и отметке по предмету физического воспитания и нерегулярных физических нагрузок в школьные годы.
Отметка должна быть результатом объективно учитываемых показателей, и в полной мере выполнять функции воздействия педагога на занимающихся, являясь критерием объективности поступков и действий. Оценка несет в себе следующие задачи:
- контроль тренера за результатами обучения и воспитания. В результате оценки достигнутого инструктор получает информацию для суждения о способностях и прилежании занимающихся, а также об эффективности своей работы;
- управление деятельностью и поведением занимающихся;
- получение занимающимися информации о корректности их действий и поступков (так называемая, обратная связь для учащихся).
Ещё в 30-х годах прошлого века Б.Г. Ананьев подчеркивал, что оценка несет большую воспитательную силу воздействия. Оценка всегда вызывает к себе определенное отношение. При помощи неё человек складывает о себе мнение как об ученике, спортсмене, личности. Человеку не безразлично отношение к нему других. В виду этого, оценки способствуют формированию положительных качеств личности, жизненных позиции человека в коллективе и обществе, повышают или гасят активность учащегося.
Анализ проблемы показывает, что оценки и отметки — это тема, которую педагоги готовы обсуждать бесконечно. Именно по этой проблеме часто сталкиваются противоположные мнения. Отметим, что при противоречиях в дискуссиях по вопросу оценки и отметки в физическом воспитании большинство авторов, изучающих эту проблему, приходят к единому мнению. Оценка по предмету «Физическое воспитание» должна быть дифференцированной.
Профилактика гипокинезии
Однако, отметки и дифференцированный подход в физвоспитании в школьные и студенческие годы важен и нужен, если Вы уже страдаете этим недугом, и Ваши проблемы уже достаточно усугублены… Но что же нужно делать в части профилактики гипокинезии? Как уберечь Вашего ребенка от этого страшного недуга последнего тысячелетия? Многие скажут: «Надо сократить его время сидения за компьютером, не давать ему смотреть телевизор день и ночь, выгонять его почаще на улицу гулять, и многое другое…» — На самом деле это все, конечно, правильно, но не главное и не совсем то… Лучшая профилактика гипокинезии – это личный родительский пример! Если Ваш ребенок с детства будет видеть, как Вы ездите в булочную на авто, а придя домой плюхаетесь в кресло и не встаете с него весь вечер, лежа смотрите целый день телевизор и тд и тп, то вряд ли ему удастся избежать этого коварного недуга. Дети же – как губки. Они всё впитывают и повторяют действия и поведение родителей. Поэтому если Ваш ребенок будет видеть, что Вы хотя бы раз в неделю стабильно ходите в бассейн, на работу ездите исключительно на велосипеде, а Ваши гантели не пылятся, медленно покрываясь ржавчиной, он тоже начнет этим всем заниматься. Приучите его к спорту, привейте ему тягу к здоровому образу жизни. Зарядите его духом соперничества – пусть он пытается обогнать на стометровке Маму или проплыть бассейн, опередив Папу. Боксерская груша, перекладина для подтягиваний – это тот минимум, который обязан быть в каждом доме. И причем не только для ребенка, но и в первую очередь для Вас! Если это будет Вам нужно, то и ребенок к этому потянется. Ну, а тогда никакая гипокинезия ему не опасна и не приснится даже в самом страшном сне.
Напоследок, в завершении статьи, хочется еще раз напомнить об элементарном фитнесе, пусть даже в домашних условиях. Всего какой-то часик в день, и Вы — в отличной спортивной, кричащей здоровьем форме. Ну, разве это не классно? Плюс огромный положительный пример для Вашего малыша, который будет двигать его самого, не из-под палки, — а по собственной инициативе заниматься вместе с Вами. Разве это не здорово? Гораздо лучше любой профилактики! На мой взгляд, это – единственное, что мы можем нынче противопоставить росту технологических гаджетов, которые медленно, но верно убивают нас своими постоянными облегчениями. Сложности, — они ведь тоже нужны. И как этого не знать нам, людям, тягающим железо? Продуктивного Вам тренинга!
Оглавление статьи:
Гипокинезия ( малоподвижный образ жизни ).
Очень приятная статья! Хорошие вопросы подняли: и здоровье, и воспитание и пример и будущие взгляды у наших малышей!
Мотаю на ус и полностью поддерживаю вышеописанное!