В учебно-тренировочном процессе со школьниками старших классов и студентами подготовительного учебного отделения используют специальную восстановительно-профилактическую подготовку. В первую очередь она направлена на повышение функциональных возможностей юношей и девушек. Как показали исследования, по количественному соотношению сердечно-сосудистые (СС) заболевания занимают первое место среди всех подростковых недугов и составляют — 35,9%. К этому следует добавить, что 83-85% подростков имеют неудовлетворительные показатели в функциональных пробах. Основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются:
- пролапс митрального клапана (ПМК), составляющий 47,1%,
- на втором месте — нейроциркуляторная дистония (НЦД) — 26,8%,
- на третьем — вегето-сосудистая дистония (ВСД) — 17,9%.
Болезни сердца у подростков
ПМК представляет собой заболевание, которое заключается в выбухании створок клапана сердца при закрытии в обратную сторону. Это состояние может наблюдаться при дефекте строения специальных удерживающих створки клапана волокон. При различных патологических условиях сухожильные нити, приводящие в работу клапан, расслабляются, перерастягиваются и наступает состояние, которое называют ПМК. Кровь, находящаяся в левом желудочке сердца, выталкивается в аорту, а так как этот процесс происходит под давлением, то перерастянутые сухожильные нити неспособны удержать створки клапана в должном тонусе и клапан как бы прогибается.
Подростковые болезни ВСД или НЦД — объединяют разнообразные состояния, развивающиеся у молодых людей в результате нарушений нервной регуляции сосудистого тонуса. Синдром ВСД возникает обычно после перенесенных инфекционных заболеваний типа гриппа, аденовирусных инфекций, некоторых заболеваний нервной системы и характеризуется на первом этапе повышением (выше 130 мм рт.ст.) или понижением (меньше 105-100 мм рт.ст.) артериального давления (АД), повышенной раздражительностью и утомляемостью, снижением общей работоспособности, нарушением сна. Это и есть основные признаки болезни сердца у подростков.
Различают системные и регионарные ВСД. Системные ВСД или НЦД протекают по гипертензивному и(или) гипотензивному типу.
1-ый тип ВСД характеризуется малыми и преходящими всплесками АД в диапазоне: 139/89 – 160/95 мм рт.ст. и всевозможными нервно-вегетативными реакциями — симптомами (эмоциональная возбужденность или апатичность, беспокойный сон, быстрая утомляемость, учащение пульса и его лабильность (неустойчивость), потливость, ощущение страха и прочие).
2-ому типу ВСД характерен гипотензивный тип НЦД. При таком варианте сердечно-сосудистой болезни подростков артериальная гипотензия характеризуется уменьшением систолического давления (зачастую меньше 100 мм рт.ст.), дистолического давления – (меньше 60 мм рт.ст.), фиксируется слабость, недомогания, головные боли, головокружение, чрезмерно быстрая утомляемость, вялость, сонливость, склонность к ортостатическим реакциям, обморокам и прочие.
Синдром ВСД или НЦД представляет собой проявление сердечно-сосудистого невроза, связанного с расстройством функции нервных механизмов регуляции кровообращения и являющегося результатом общего невроза.
Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно-сосудистая система, которая закономерно изменяется при адекватных раздражениях. Рационально построенные физические нагрузки способствуют прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функции сердечно-сосудистой системы.
Болезни опорно-двигательного аппарата
Вторая по значимости направленность специальной восстановительно-профилактической подготовки связана с недугами опорно-двигательного аппарата. 28,7% студентов и школьников имеют сколиоз. Нарушения осанки у занимающихся в подготовительном учебном отделении отмечается, по нашим наблюдениям, почти в 80-85% случаев у студенток и в 90-95% — у студентов.
Программой по физическому воспитанию предусмотрено 120-140 часов в год для укрепления здоровья, профилактики болезни подростков и двигательного совершенствования школьников и студентов. Конечно, этого времени недостаточно для качественной двигательной подготовки и особенно для специальной восстановительно-профилактической подготовки с учетом уже имеющихся патологий в состоянии здоровья. Поэтому задачи специальной восстановительно-профилактической подготовки решаются в учебно-тренировочном процессе при выполнении специальных индивидуальных занятий и, в основном, при дополнительных самостоятельных занятиях по программе, разработанной преподавателем совместно с подростком. Если он дополнительно занимается по 20-30 мин три-четыре тренировки в неделю, то это прибавляет 80-100 ч в год к обязательной учебной программе и дает значимое улучшение психофизического состояния здоровья.
В самостоятельных занятиях юношей и девушек используются средства, направленные, в основном, на повышение функциональных возможностей ССС и мышечной систем, на борьбу с недостаточной или избыточной массой тела, комплексы специальных упражнений, направленных на восстановление отклонений в состоянии здоровья (осанка, зрение и прочие.), а также решение всех этих задач в разнообразных сочетаниях и вариациях в зависимости от уровня подготовленности занимающихся.
Прививать подросткам потребность к самостоятельным физическим занятиям стоит постепенно и последовательно. С этой целью первые комплексы дополнительных занятий не должны быть продолжительными по времени и тяжелыми по объему нагрузок. В качестве примера, комплекс собственно силовых физических упражнений должен включать 4-5 упражнений, длительность бега 10-12 мин и так далее, с последующим плавным приростом нагрузки.
В случае если занимающиеся в течение 40-45 суток регулярно выполняли этот комплекс, — в дальнейшем следует разрабатывать программу специальной восстановительно-профилактической подготовки для добавочных самостоятельных занятий.