Прежде чем перейти к описанию содержания методов спортивной тренировки, необходимо остановиться на их интерпретации в специальной методической литературе. Пожалуй, ни в одном из вопросов теории спорта нет такого разнобоя, как в изложении методов спортивной тренировки.
Так некоторые ведущие эксперты спортивной подготовки рассматривает обособленно способы совершенствования спортивной техники и методы повышения физических качеств. Естественно, что такой подход является неправомерным с позиций современных представлений об интегральном и сопряженном совершенствовании основного двигательного навыка и необходимых для его эффективной реализации двигательных качеств. Касаясь же методов упражнений, зачастую выделяются следующие:
- повторный,
- переменный,
- равномерный,
- интервальный,
- до отказа,
- темповой,
- с максимальной интенсивностью,
- круговой,
- с ускорением,
- игровой,
- соревновательный.
Нужно отметить, что, во-первых, в таком «наборе» методов упражнений нарушена логическая связь признаков, лежащих в основе классификации (нагрузка — отдых), во-вторых, такие методы, как «темповой», «с максимальной интенсивностью» и «до отказа» являются производными от таких методов, как «интервальный», «повторный» и так далее, и, в-третьих, нельзя в ранг метода возводить способ организации упражнений (например, «круговой» способ), так как упражнения этим способом могут выполняться повторно, интервально и непрерывно.
Здесь нет необходимости останавливаться на многочисленных и разнообразных точках зрения по истолкованию методов спортивной тренировки. Говоря о методах тренировки в спорте, обычно различают: методы строго регламентированного упражнения, «соревновательный» и «игровой» методы.
Но термин «метод строго регламентированного упражнения» вряд ли отражает действительное положение вещей, так как строгой регламентации в полном значении этого слова при выполнении спортивных упражнений добиться невозможно, да в этом и нет необходимости. Такой метод в «чистом» виде может быть отнесен к тестовым испытаниям (эргометрия, функциональные пробы и т. д.), но никак не к выполнению спортивного, тренировочного упражнения, где чрезвычайно много переменных (темп, ритм, степень усилия и т. д.) Нужно также разграничивать методы, связанные с разучиванием движений (аналитический, синтетический), с методами, применяемыми с целью целостного и синхронного совершенствования двигательных навыков и физических качеств, необходимых для их успешного выполнения в период собственно тренировки.
Исходя из этого и ориентируясь на реализацию методов в спортивно-педагогической практике, можно выделить три основных группы методов: непрерывного, повторного и интервального выполнения упражнения.
- Метод непрерывного выполнения упражнения характеризуется выполнением работы различной интенсивности без интервала отдыха между отдельными нагрузками. Как известно, такая работа может выполняться определенное время в зависимости от зон ее мощности. Естественно, что по мере увеличения мощности работы длительность ее выполнения будет сокращаться.
- Метод повторного выполнения упражнения предусматривает многократное его повторение с произвольными интервалами отдыха между каждой работой. При этом характер нагрузки может быть как относительно стабильный, так и переменный, что зависит от двигательного режима работы и задач, стоящих перед конкретным тренировочным заданием.
- Интервальный метод выполнения упражнения предполагает в своей основе относительно стабильные «рабочие» нагрузки и интервалы отдыха между ними. Однако стабильность тех и других имеет, как правило, место на одном или нескольких занятиях. В принципе же смысл интервального метода заключается в постепенном прогрессировании величины нагрузок и уменьшении длительности интервалов отдыха. Метод предусматривает постепенное увеличение требований с целью повышения адаптационных свойств к все возрастающим нагрузкам. Особенное распространение интервальный метод тренировки получил в дистанционных видах спорта, где он реализуется как бы в классическом виде. Вместе с тем сам принцип интервальности все шире используется и в других видах спорта (хоккей, баскетбол, волейбол, бокс и др.)
Таким образом, методы спортивной тренировки главным образом основываются на чередование работы и отдыха.