Совсем недавно наше внимание приковал невероятный факт, о котором мало кому было известно до сей поры. Оказывается, еще до появления и повсеместного развития бодибилдинга в нашей стране, в ту пору, когда «балом правила» тяжелая атлетика, нашим земляком, выдающимся конструктором П.Е. Петровым было собрано спортивно-тренировочное устройство в точности аналогичное по своим функциональным качествам и назначению, широко известной всеми культуристами «машине Смитта» (см рисунок №3)…
Основой любого тяжелоатлетического тренажера являются помост и стойки (см рисунок №1), устанавливаемые по обеим его сторонам. На стойках делаются подвижные или фиксированные приспособления (крючки, фиксаторы и т. п.), на которых устанавливается гриф штанги. Таких приспособлений может быть несколько на разных уровнях, при этом штанга различного веса поднимается на разную высоту. На тяжелоатлетический помост устанавливаются также дополнительные горизонтальные или наклонные плоскости. В качестве горизонтальной плоскости может использоваться обычная скамейка. Поднятие штанги, в зависимости от поставленных перед занимающимися задачами, выполняется в различных положениях: стоя, сидя, лежа, активно используя мышцы рук или ног (см рисунок №2).
На схематичном рисунке №3 изображен простой тяжелоатлетический тренажер для выполнения силовых упражнений, предложенный П. Е. Петровым. Он состоит из четырех вертикальных металлических стоек для грифа, приваренных к основанию. Расстояние между стойками по ширине — 40 мм, по длине — 1180 мм. Основной узел тренажера, позволяющий комбинировать режимы работы мышц — фиксаторы, к которым крепятся резиновые амортизаторы. Фиксаторы закреплены на стойке, имеющей отверстия через каждые 100 мм для перестановки их вверх или вниз.
При поднятии штанги гриф давит на одно из плеч фиксатора, а к другому плечу прикреплен резиновый амортизатор. Таким образом, к весу штанги добавляется растягивающее усилие амортизаторов. Меняя соотношение плеч фиксатора, можно изменять величину добавочного усилия в широких пределах.
Тренажер для штангистов П. Е. Петрова схема устройства:
1 — стойки; 2 — амортизаторы; 3 — фиксаторы; 4 — тяжелоатлетический помост; 5 — гриф штанги, диски и замки
Направляющие рамы, прочные ограничители амплитуды и пружинные замки (или же замки винтового типа) – все эти элементы призваны максимально обезопасить работу штангиста или культуриста на этом станке.
Значительный эффект в развитии силовых, скоростно-силовых и других качеств штангистов может быть также достигнут с помощью так называемых силовых, мускульных и грузоподъемных тренажерных устройств широко используемых в бодибилдинге и фитнесе. Основу их конструкции составляет набор силовых элементов: пружин, эспандера, грузов с надежными замками (см рисунок №4)
Типы силовых тренажеров:
- а) тренажер для создания растягивающих усилий;
- б) тренажер для развития силы рук;
- в) блоковый гиревой тренажер
Как изготовляется помост для занятий со штангой?
Конструкция представляет собой щит 3×3 м, толщиной 80 см, собранный из 12 деревянных прямоугольных секций, соединенных поперечными стяжками из стальных труб. Каждая секция собрана на казеиновом или смоляном клее, из березовых или сосновых досок, сечением 40-60 х 100 мм и длиной не менее 1 м. Шпонки изготавливаются из древесины дуба.
Доски плотно прифуговываются друг к другу. При склеивании в смежных пластах древесины заболонь должна быть обращена к заболони, а ядро к ядру. Расстояние между стыками по длине не менее 0,5 м. Собранная секция тщательно простругивается. Наружные кромки боковых секций закругляются, на боковых соприкасающихся плоскостях выбираются треугольные пазы под шпонки. Каждая секция окрашивается морилкой, а затем со всех сторон покрывается дважды горячим раствором олифы с канифолью.
Стяжки изготовляются из водопроводных труб. Оси отверстий под стяжки и оси пазов шпонок расположены параллельно рабочей поверхности конструкции. Бужи и гнезда плотно вставляются в концы труб и укрепляются заклепками. Головки заклепок запиливают заподлицо с поверхностью трубы. Под головки болтов подкладываются металлические пластинки, укрепленные на шурупах заподлицо с торцовой поверхностью конструкции. Все металлические детали (кроме резьбы) окрашивают масляной краской или асфальтовым лаком.
В завершающей фазе технологического процесса, помост должен быть отфугован и выверен на ровном полу. Допускаются уступы между отдельными секциями не более 1 мм. После сборки и подгонки секции нумеруются.