Регулярно осуществляемая в тренажерном зале тяжелая физическая работа высокой интенсивности, как не крути, приводит к чувству усталости, утомлению и, естественно, потере работоспособности. Работоспособность тела и сроки его восстановления зависят не только от характера нагрузок, но и от действия биологических ритмов — суточных, недельных, годовых и так называемых возрастных. В любом биологическом ритме и при любом характере трудовой деятельности необходимо восстанавливать духовные и физические силы. Обычно под восстановлением мы понимаем, прежде всего, отдых. Он необходим в течение суток, рабочей недели, текущего года. Формы пассивного отдыха включают в себя:
- отвлечение от работы,
- сон,
- чтение художественной литературы,
- походы в кино, театр,
- просмотр телепередач,
- зрелищное увлечение спортом,
- прогулки,
- и многое другое.
Активные связаны с переходом от одной формы физической и умственной деятельности к другой.
Принципы активного отдыха положены в основу системы педагогических и психофизиологических средств восстановления. Рассмотрим их более внимательно.
К психофизиологическим относятся варьирование интервалов отдыха между различными видами физической или умственной деятельности, рациональное чередование с трудом. К педагогическим — оптимальное использование физических упражнений, спорта, туризма, подвижных и спортивных игр. Физические упражнения нужно выполнять до работы (утренняя гигиеническая гимнастика), в момент наивысшего утомления (так называемая физкультурная пауза) и на тренажерах за час-два до окончания занятия. Последнюю форму можно заменить тренировкой в спортивной секции, участием в соревнованиях в предвыходные дни, в туристическом походе или подвижных и спортивных играх.
Итак, в первую очередь пассивный, а затем и активный отдых непосредственно влияют на восстановление работоспособности мышц. Но как можно еще больше ускорить этот процесс? Как ускорить процессы мышечной и психологической реабилитации? Кроме физических упражнений, для восстановления работоспособности мышц и психоэмоционального состояния используют парные бани с жарким паром, обливание, обтирание и различные виды массажа. Однако очень важно придерживаться меры, ибо нагрузка на сердце при таких процедурах достаточно велика. Как не переусердствовать с такими спецсредствами реабилитации? В предлагаемой нами ниже таблице содержаться общие нормы получения нагрузки в этих процедурах. Ориентируйтесь на них для скорейшего восстановления работоспособности мышц, и тогда отличное настроение и хорошее самочувствие Вам будут гарантированы.
Контингент парящихся | Возраст, лет | Время пребывания в парильне (время/ Х раз) | Температура в парильне в градусах Цельсия | Дополнительные средства реабилитации | |||
Обливание холодной водой | Обливание водой комнатной температуры | Веник | Массаж | ||||
Щадящий | Дети | 6—12 2X2 | 70-80 | + | + | + | |
13 — 16 3X2 | 70-80 | + | + | + | |||
Женщины | 17 — 30 5X2 | 80-90 | + | + | + | ||
31 — 50 5X2 | 80-90 | + | + | + | |||
51 и старше3X2 | 70-80 | + | + | + | |||
Мужчины | 17 — 30 5X2 | 90-100 | + | + | + | ||
31—60 5X2 | 100-110 | + | + | + | |||
61 и страше 3X2 | 80-90 | + | + | + | |||
Нормальный | Дети | 6 — 12 3X2 | 80-90 | + | + | + | |
13 — 16 3X2 | 80-90 | + | + | + | |||
Женщины | 17—30 5X3 | 90 | + | + | + | + | |
31—50 5X3 | 100 | + | + | + | |||
51 и страше 3X3 | 90 | + | + | + | |||
Мужчины | 17 —30 5X4 | 100-110 | + | + | + | ||
31—60 7X3 | 110 | + | + | + | |||
61 и старше7X1 | 90-100 | + | + | + | |||
Тренирующий | Дети | 6—12 5X2 | 90 | + | + | + | |
13—16 7X3 | 100-110 | + | + | + | |||
Женщины | 17—30 7X3 | 100 | + | + | + | ||
31 — 50 10X4 | 100-110 | + | + | + | |||
51 и старше 5X3 | 90-100 | + | |||||
Мужчины | 17 — 30 10X3 | 120-130 | + | + | + | ||
31 — 60 10X5 | 100-110 | + | + | ||||
61 и старше 7X2 | 90-100 | + | + |
* Продолжительность пауз отдыха — по самочувствию.
Систематическое пользование парной баней, наряду с умыванием, чисткой зубов, должно войти в повседневный быт не только бодибилдера или фитнес-модели, но и простого среднестатистического человека, способствовать формированию здорового образа жизни.